здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

КОНГРЕСС МЕСТНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ ЕВРОПЫ

Совет Европы всегда придавал особое значение вопросам демократии на местном и региональном уровне. Свобода, помимо всего прочего, это не только вопрос взаимоотношений между соседями, но и вопрос государственной важности. Местное самоуправление должно отвечать потребностям всех европейцев в городах и поселках, в центральных и периферийных регионах, а также в трансграничных районах.

В 1957 г. Совет предпринял первые шаги по налаживанию контактов с местными властями. С этого момента его активность на этом направлении распространяется на территории, простирающиеся от Исландии до России и от Норвегии до Балкан.

Основы демократии

В 1994 году Совет Европы учредил в качестве консультативного органа Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), который заменил существовавшую ранее Европейскую постоянную конференцию местных и региональных властей Европы.

Конгресс в практическом плане оказывает помощь новым государствам-членам по созданию эффективно действующих местных и региональных органов власти.

Роль Конгресса

Конгресс:

  • является выразителем интересов европейских регионов и местных органов власти;
  • является форумом, в рамках которого выборные представители местных властей могут обсуждать проблемы, обмениваться опытом и высказывать свою точку зрения по отношению к правительствам;
  • направляет Комитету Министров и Парламентской Ассамблее Совета Европы рекомендации по всем аспектам местной и региональной политики;
  • тесно сотрудничает с национальными и международными организациями, представляющими местные и региональные органы власти;
  • организовывает слушания и конференции с широким привлечением общественности, участие которой в демократизации любого общества является ключевым моментом;
  • подготавливает регулярные пострановые доклады о состоянии дел с местной и региональной демократией во всех государствах-членах Совета, а также в странах - кандидатах на вступление в него;
  • занимается мониторингом в отношении того как, в частности, реализуются на местах принципы Европейской хартии местного самоуправления.

Изменение роли Конгресса

Появление в составе Совета Европы новых государств, политическая и экономическая база которых весьма различается, обусловило необходимость переосмыслить цели Конгресса, которые в настоящее время включают в себя следующее:

  • содействие созданию эффективно действующих местных и региональных органов власти во всех государствах-членах Совета Европы, особенно в странах относящихся к числу «новых демократий»;
  • изучение ситуации с местной и региональной демократией в государствах-членах и государствах, подавших заявки на их прием в Совет Европы;
  • развитие инициатив по содействию гражданам в их стремлении эффективно участвовать в местной и региональной демократии;
  • представительство интересов местных и региональных органов власти в определении общеевропейской политики в этой сфере;
  • содействие региональному и трансграничному сотрудничеству на благо мира, терпимости и социально-экономического развития;
  • наблюдение за проведением местных и региональных выборов.

Двухпалатная структура

Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных властей и Палаты регионов. В две палаты Конгресса входят 306 членов и 306 их заместителей, причем каждый из них является выборным представителем одного из более чем 200 тысяч органов местного или регионального управления, функционирующих в государствах-членах Совета Европы. Председатель Конгресса также избирается раз в два года, поочерёдно от каждой из палат.

Конгресс проводит свои заседания раз в году в Страсбурге. В его работе принимают участие делегации европейских организаций, а также ряда стран, не входящих в Совет Европы, но обладающих статусом наблюдателя или «специального приглашенного».

Постоянный комитет, состоящий из представителей всех национальных делегаций, обеспечивает работу Конгресса в перерывах между его пленарными сессиями.

Конгресс организует свою работу на базе документов, подготавливаемых в рамках четырех уставных комитетов:

  • Институциональный комитет, который в практическом плане занимается подготовкой докладов о развитии демократии на местном и региональном уровне в Европе;
  • Комитет по вопросам культуры и образования, средств массовой информации, по делам молодежи, спорта и связей с общественностью;
  • Комитет по вопросам устойчивого развития, охраны окружающей среды, городского и регионального планирования;
  • Комитет по вопросам социальной сплоченности, в чью компетенцию также входят вопросы занятости, гражданства, межрегиональных отношений, здравоохранения и равенства между женщинами и мужчинами.

Текущую деятельность Конгресса осуществляет Руководитель секретариата Конгресса при поддержке своих сотрудников, которые входят в состав персонала Совета Европы.

Практическая помощь

Европейская сеть центров по подготовке кадров для местных и региональных властей (ЕНТО)

Эта сеть оказывает помощь путем подготовки кадров для стран Центральной и Восточной Европы, которым не хватает опыта работы в сфере управления или технических навыков. Сеть ЕНТО содействует сотрудничеству между центрами по подготовке кадров на местном и региональном уровне, обеспечивая контакт национальных организаций с партнерами в других странах.

Специальные программы поддержки демократии на местном и региональном уровне в странах Центральной и Восточной Европы

Ключевым элементом данной программы является Ассоциация содействия в составлении проектов местного и регионального законодательства. Программа предполагает формирование системы подготовки и экспертной оценки при проведении реформы органов власти на местном уровне и включает в себя проведение семинаров, осуществление поездок для ознакомления с ситуацией на местах, организацию курсов по вопросам здравоохранения в городах, финансирование деятельности местных органов власти.

Агентства местной демократии (АМД)

Эти агентства были созданы в 1993 году как составная часть процесса мирного урегулирования ситуации в бывшей Югославии. Они являются базой партнерства между местными и региональными органами власти в бывшей Югославии и остальными европейскими странами. Агентства содействуют соблюдению прав человека и развитию демократии, а также укреплению гражданского общества и установлению доверия между различными группами населения.

Телевизионный конкурс на присуждение премии «Европа»

Содействуя развитию культуры, Конгресс оказывает разнообразную поддержку проведению конкурса на присуждение премии «Европа», который задуман как элемент поддержки и пропаганды многообразия и богатства европейской культуры посредством распространения телевизионных программ, выходящих за рамки европейских границ.

Участие в Пакте стабильности

Конгресс играет активную роль в реализации проектов, направленных на усиления местной демократии и трансграничного сотрудничества в Юго-Восточной Европе. Эти проекты были разработаны Советом Европы для Пакта стабильности и запущены в работу в 1999 г.

Роль Конгресса в Косово

С самого начала международного присутствия в Косово Конгресс играет в этой работе важную роль. Его деятельность в Косово включает в себя:

  • оказание помощи в подборе кадров международных администраторов для 30 городских советов в Косово;
  • оказание содействия в подготовке проекта правовых документов (известных под названием «руководящие указания») по вопросам деятельности городских советов, а также проведения выборов;
  • наблюдение за ходом проведения муниципальных выборов;
  • сотрудничество с Венецианской комиссией (см. раздел «Сотрудничество в правовой сфере») в вопросах определения временного статуса Косово согласно резолюции № 1244 Совета Безопасности ООН;
  • организацию визитов председателя Конгресса и поддержание диалога с представителями миссии ООН в Косово (МООНК), ОБСЕ и местными албанскими и сербскими политическими партиями;
  • поддержку инициатив, выдвигаемых муниципалитетами в Косово;
  • сотрудничество с ЕНТО в деле оказания поддержки ОБСЕ в создании института по подготовке муниципальных служащих.

Ясные ориентиры в области законодательства и практики

В Европейской хартии местного самоуправления (1985 г.) ясно указано, что эффективное самоуправление на местах является существенным элементом демократии. Хартия служит моделью реформы законодательства в странах «новой демократии». Некоторые государства уже включили принципы Хартии в свои конституции.

Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве (1980 г.) и два дополнительных протокола к ней признают право местных и региональных властей на трансграничное сотрудничество в целях содействия развитию муниципальных служб и охраны окружающей среды.

В Европейской конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне (1992 г.) закреплен принцип предоставления гражданских и политических прав иностранцам, постоянно проживающим на территории другого государства, включая право принимать участие в голосовании.

Целью Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (1992 г.) является сохранение языков меньшинств и регионов как уникального компонента культурного наследия Европы. Она предполагает использование этих языков в правовой сфере, в образовании, в общественной, культурной, экономической и социальной жизни, а также в средствах массовой информации.

Европейская хартия городов (1992 г.) закрепляет права граждан в европейских городах. Она представляет из себя практическое руководство в области городского управления, градостроительства, транспорта, коммунального хозяйства, спорта, экологии, а также обеспечения безопасности граждан.

Хартия об участии молодежи в жизни городов и регионов (1992 г.) по существу содержит руководство по поддержке молодежи в плане ее участия в принятии решений, которые напрямую затрагивают ее интересы. Она призывает молодых людей проявлять больше активности в реализации социальных изменений, происходящих на муниципальном и региональных уровнях.

Европейская конвенция о ландшафтах была принята во Флоренции в октябре 2000 года. Она устанавливает требования для городских властей в отношении их политики и мер по сохранению ландшафтов и ландшафтному планированию, проводимых на местном, региональном, национальном и международном уровне во всей Европе. В настоящее время Комитет Министров Совета Европы занимается обсуждением проекта Европейской хартии регионального самоуправления по образцу Европейской хартии местного самоуправления.

Государства-члены и их представители в КМРВЕ

Австрия (6), Азербайджан (6), Албания (4), Андорра (2), Армения (4), Бельгия (7), Болгария (6), Босния и Герцеговина (5), Венгрия (7), Германия (18), Греция (7), Грузия (5), Дания (5), Ирландия (4), Исландия (3), Испания (12), Италия (18), Кипр (3), Латвия (3), Литва (4), Лихтенштейн (2), Люксембург (3), Мальта (3), Молдова (5), Нидерланды (7), Норвегия (5), Польша (12), Португалия (7), «бывшая Югославская Республика Македония» (3), Россия (18), Румыния (10), Сан-Марино (2), Словакия (5), Словения (3), Соединённое Королевство (18), Турция (12), Украина (12), Финляндия (5), Франция (18), Хорватия (5), Чехия (7), Швейцария (6), Швеция (6), Эстония (3).

Избранная библиография

Публикации Совета Европы

  • Европейская хартия местного самоуправления
  • Проект Европейской хартии регионального самоуправления (Рекомендация 34(1997))
  • Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными административными единицами или местными органами власти
  • Проект Европейской хартии горных регионов (Рекомендация 14 (1995))
  • Предварительный проект Европейской конвенции о ландшафтах (Резолюция 53 (1997))
  • Европейская хартия городов (1993 г.)
  • Европейская хартия участия молодежи в муниципальной и региональной жизни (Резолюция 237 (1992))
  • CLRAE Newsletter (5 issues per year)
  • "Studies and texts" series of the CLRAE

Страница в Интернет: http://www.coe.int/cplre



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства