здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Права человека: их защита, пропаганда и предупреждение их нарушения

Каждодневный поиск более эффективных способов защиты прав человека является одной их основных целей Совета Европы, что находит своё отражение в четырёх главных направлениях его деятельности:

  • эффективная защита основных прав и свобод и контроль за их соблюдением;
  • своевременное выявление новых попыток нарушения прав человека и унижения человеческого достоинства;
  • привлечение внимания общественности к значимости прав человека;
  • поощрение образования в области защиты прав человека и профессиональной подготовки в этой области.

К числу наиболее важных договоров в этой сфере относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия, Европейская конвенция по предупреждению пыток и Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств.

Европейская конвенция о правах человека

Решающий шаг вперёд

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из самых значительных достижений Совета Европы. Этот беспрецедентный по своей значимости международный договор был принят в 1950 г. и вступил в силу в 1953 году. Конвенция содержит список неотъемлемых прав и свобод каждого гражданина и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией. Более того, в соответствии с Конвенцией был создан международный механизм защиты этих прав, посредством которого государства, а при определённых условиях и отдельные лица, независимо от их гражданства, в случае предполагаемого нарушения положений Конвенции со стороны подписавшего её государства могут обратиться в соответствующие судебные институты в Страсбурге, которые были созданы в соответствии с этой Конвенцией.

Конвенция содержит, помимо всего прочего, положения о праве на жизнь, защите от пыток и негуманного обращения, на свободу и безопасность личности, на справедливый суд, уважение частной и семейной жизни, а также права на свободу переписки, свободу выражения мнений (включая свободу прессы), мысли, религиозного вероисповедания, на свободу участия в мирных акциях и собраний. В дальнейшем были подписаны дополнительные протоколы к этой Конвенции, к примеру - Протокол № 6, отменяющий смертную казнь.

Реализация конвенции

Первоначально в реализации Конвенции участвовало два института: Европейская комиссия по правам человека (1954 г.), которая в основном выполняла роль фильтрующего органа, и Европейский суд по правам человека (1959 г.), принимавший решения по делам, которые направлялись на его рассмотрение или Комиссией, или правительством соответствующей страны. Комитет Министров Совета Европы (представляющий правительства государств-членов Совета) осуществлял контроль за выполнением решений Суда и выносил решения о передаче на рассмотрение Суда дел, в которых Комиссия усматривала факты нарушения прав человека.

С начала 80-х годов количество обращений постоянно росло, захлестывая Суд и увеличивая продолжительность процедуры рассмотрения дел, которая иногда занимала до 5 лет с момента подачи жалобы до принятия окончательного решения по ней.

Постоянно развивающаяся система

В результате увеличения числа заявлений, их сложности, а также расширения Совета Европы с 23 государств в 1989 г. до 43 в 2001 г. возникла необходимость проведения процедурной реформы Суда. С этой целью был принят новый протокол к Европейской конвенции о правах человека, Протокол № 11, который вступил в силу 1 ноября 1998 г. Он привел к созданию единого, постоянно действующего Суда взамен существовавших ранее по конвенции двух институтов.

Целью реформы, как она была сформулирована главами государств и правительств Совета Европы на их встрече в Вене 9 октября 1993 г., являлось усиление эффективности средств защиты прав человека, сокращение процедуры рассмотрения обращений, упрощение системы доступа граждан к Суду, а также поддержание существующего в наши дни высокого качества защиты прав человека.

Единый суд по правам человека

Европейский суд по правам человека упростил порядок прямого обращения физических лиц в Суд. Его решения обязательны для всех участвующих сторон. Он стал постоянно работающим органом, и в его юрисдикцию входит как предварительное рассмотрение дел, так и вынесение решений по существу.

Суд состоит из судей, число которых соответствует числу подписавших Конвенцию государств. Хотя кандидаты на эти должности первоначально выдвигаются соответствующим правительством, судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего. Первые выборы в новый Суд состоялись в январе 1998 года и избранные судьи приступили к исполнению своих обязанностей 3 ноября 1998 года. Нынешним председателем Суда является Луциус Вильдхабер (Швейцария).

Необоснованные жалобы отсеивают на ранних стадиях анонимным решением Суда на заседании комитета, в котором принимают участие трое судей. По большинству случаев Суд принимает решение на заседании Палаты с участием семи судей. При условии принятия решения о приемлемости жалобы Палата пытается сначала достигнуть дружественного урегулирования спора согласием обеих сторон. Если эта попытка не приводит к успеху, Палата выносит своё решение.

В отдельных сложных случаях, особенно когда речь идёт об интерпретации или применении Европейской конвенции о правах человека, дело может быть передано на рассмотрение Большой палаты, в которой заседают семнадцать судей. В течении трех месяцев после принятия Палатой соответствующего решения дело может быть также передано одной из сторон конфликта на рассмотрение Палаты. Решения Палаты становятся окончательными через три месяца после их вынесения, а решения Большой палаты с самого начала носят окончательный характер. Решения Суда окончательны и подлежат обязательному исполнению соответствующими государствами.

В задачу Комитета Министров входит мониторинг за решениями Суда по делам, в которых установлено нарушение прав человека. Он также должен обеспечивать принятие государствами мер по недопущению дальнейших нарушений этих прав (изменение законодательства, прецедентное рассмотрение дел, введение новых правил и практики). Комитет Министров согласно решению Суда также должен гарантировать полное возмещение ущерба пострадавшему и, в определенных случаях, принятие других конкретных мер (в виде пересмотра дела, изучения протокола о действиях полиции или предоставления разрешения на пребывание в конкретной стране).

Широкий круг вопросов

Жалобы, поступающие от физических лиц, касаются широкого круга проблем:

  • пропажа без вести людей и их убийства;
  • пытки и жестокое обращение с заключенными;
  • конфискация собственности на незаконном основании;
  • отсутствие возможности обращения в суд;
  • нерассмотрение дел в отведенные законом процессуальные сроки;
  • прослушивание телефонов;
  • депортация лиц и их высылка;
  • дискриминация по отношению к гомосексуалистам;
  • свобода прессы;
  • вмешательство в вопросы личной жизни;
  • запрещение политических партий.

Европейская социальная хартия

Основные социальные права, условия занятости и социального сплочения

В ходе второй встрече на высшем уровне, проходившей в Страсбурге в октябре 1997 года, Главы государств и правительств стран-членов Совета Европы приняли на себя обязательство «внедрять социальные стандарты в том виде, как они отражены в Социальной хартии и в других документах Совета Европы» и призвали к «большей последовательности в применении этих мер».

Европейская социальная хартия (1961 г.) и Дополнительный протокол к ней от 1988 года содержат гарантии целого ряда основных прав. Они могут быть поделены на две категории: права, регулирующие условия занятости, и права, относящиеся к социальной сплочённости.

Права, относящиеся к занятости, регулируют вопросы права на труд, переобучение, отсутствия дискриминации на рабочем месте, запрещают подневольный труд, охраняют право на участие в профсоюзе, право на заключение коллективного договора, право на равную оплату за равный труд для мужчин и женщин и т.д. Защита социальных прав включает в себя право на охрану труда и систему социального страхования.

Контрольный механизм

Международная система контроля осуществляет наблюдение за ходом выполнения положений Хартии в 28 ратифицировавших её государствах. Правительства обязаны регулярно предоставлять отчёты о выполнении положений Хартии, которую они ратифицировали. Эти отчёты анализируются Европейским комитетом по социальным правам, состоящим из независимых экспертов. По результатам проведённого анализа Комитет даёт юридическое заключение о соответствии положения дел в конкретном государстве принятым стандартам Хартии.

По результатам этих заключений Комитет Министров принимает рекомендации к соответствующим правительствам, в которых выносит предложения по изменению национального законодательства или сложившейся практики с тем, чтобы привести их в соответствие положениям Хартии. Решения, принимаемые Комитетом Министров, подготавливаются Межправительственным комитетом, на заседания которого приглашаются представители участвующей стороны, а также представители профсоюзов в качестве наблюдателей.

Система коллективных жалоб

Принятый в 1995 году Дополнительный протокол к Европейской социальной хартии предусматривает систему коллективных жалоб, что позволяет объединениям работодателей и наемных работников, а также неправительственным организациям вносить коллективные жалобы по поводу предполагаемых нарушений в Европейский комитет по социальным правам.

Положения Социальной хартии неоднократно пересматривались с целью их актуализации и увеличения числа категорий социальных прав. Новые нормы, в частности, касаются права на защиту от бедности и социального отчуждения, права на надлежащее жильё, право на защиту в случае увольнения и т.д.

Конвенция по предупреждению пыток

Предупреждение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

Нам немного известно о том, что происходит за закрытыми дверями тюрем, полицейских участков, психиатрических больниц и тому подобных учреждений. Именно по этой причине в 1987 году была принята и в 1989 году вступила в силу Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Применение Конвенции обеспечивает дополнительную защиту прав в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека через механизм Европейского комитета по предупреждению пыток (КПП).

Комитет состоит из независимых и беспристрастных экспертов, представляющих различные профессии и сферы деятельности, в том числе юристов, медиков, сотрудников пенитенциарных учреждений, а также политиков.

Выборочная проверка

Комитет посещает места лишения свободы (тюрьмы, полицейские участки, военные части, психиатрические больницы) для того, чтобы самостоятельно ознакомиться с условиями содержания находящихся там лиц. Комитет пользуется правом неограниченного доступа в места лишения свободы и свободного общения напрямую с заключенными. У него также есть право обращаться за необходимой ему информацией к любым лицам, включая неправительственные организации (НПО), занимающиеся защитой прав человека.

Деятельность Комитета ориентирована на укрепление защиты лиц, лишённых свободы, от возможных пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а не на выдвижение обвинений в отношении государств при обнаружении нарушений.

По результатам каждого планового или срочного визита в страну Комитет передаёт соответствующему государству доклад, в котором могут содержаться запросы о получении дополнительной информации или рекомендации и комментарии. Государству предлагается в течение шести месяцев предоставить предварительный ответ на доклад, и в течение двенадцати месяцев - ответ в развернутом виде. Как доклад КПП, так и ответы соответствующих государств носят конфиденциальный характер, однако, как правило, государства идут на то, чтобы эти материалы становились доступными для широкой общественности.

В ряде исключительных случаев, когда соответствующее государство отказывается сотрудничать, Комитет может выступить к публичным заявлением.

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинст

Защита лиц, относящихся к национальным меньшинствам

По результатам Венской встречи глав государств и правительств в 1993 году Совет Европы в 1994 году принял Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, которая стала первым многосторонним юридически обязывающим документом по защите нацменьшинств в целом. Данная Конвенция содержит принципы, которые государства-участники обязуются соблюдать в своих национальных законодательствах, а также отдельные программные положения и цели, к достижению которых они стремятся с тем, чтобы обеспечить полное и эффективное равенство лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Положения Конвенция затрагивают такие области, как равенство перед законом, сохранение и развитие национальных культур, гарантии для конфессий, использование национальных языков, гарантии доступа к средствам массовой информации.

Установление свободных контактов в трансграничном сотрудничестве

Конвенция вступила в силу 1 февраля 1998 года. Страны-участники обязуются предоставить доклады о принятых мерах через год после вступления Конвенции в силу на их территории и в последующем предоставлять подобную информацию каждые пять лет. У государств, кроме того, могут запрашиваться внеочередные доклады. Комитет Министров при содействии консультативного комитета, состоящего из 18 независимых экспертов, дает оценку этим докладам, определяя при этом степень выполнения принятых обязательств, а в случае необходимости выносит рекомендации. Правила, регулирующие процедуру мониторинга, содержат также ряд гарантий в отношении их транспарентности.

Положения национальных меньшинств в Европе

Рамочная конвенция и механизмы контроля за ее исполнением дополняются целым рядом других мер, которые проводятся в рамках межправительственной программы работы, а также совместной программы под названием «Национальные меньшинства в Европе».

Межправительственная программа работы предусматривает создание групп национальных экспертов из всех государств- членов Совета Европы, которые занимаются вопросами нацменьшинств, а также проведение информационных встреч в государствах-членах или миссий по оценке их законотворческой деятельности, которые часто осуществляются совместно с другими международными организациями.

Вторая совместная программа Европейской Комиссии и Совета Европы по вопросам национальных меньшинств, рассчитанная на полтора года, стартовала в 1999 г. в продолжение Плана действий, принятого на саммите Совета Европы в Страсбурге в октябре 1997 г.. Данная программа, в реализации которой могут участвовать все члены Совета Европы, а также государства, подавшие заявки на вступление в него, основывается, главным образом, на тематическом подходе и включает в себя субрегиональные и двусторонние проекты (семинары, круглые столы, коллоквиумы и взаимные визиты делегаций). Она направлена на более активное вовлечение представителей нацменьшинств в общественную жизнь. До настоящего времени реализовано более 20 предложений.

Совет Европы осуществляет мероприятия во всех областях, которые касаются прав человека

Содействие равенству женщин и мужчин

Отстаивая и поддерживая права человека в целом, Совет Европы проводит линию на защиту свобод женщин и их человеческого достоинства (в частности, выступая против проявлений жестокости в отношении женщин, торговли женщинами в целях их сексуальной эксплуатации и проституции, а также за свободный выбор в вопросах деторождения), за искоренение дискриминации полов и за равноценное представительство женщин и мужчин в политической и общественной жизни.

Руководящий комитет по вопросам равенства женщин и мужчин (CDEG) подготавливает конференции министров, организует семинары и публикует материалы по данному вопросу.

Борьба с проявлениями расизма и нетерпимости

Главы государств и правительств на своей первой встрече в Вене в 1993 году приняли Декларацию и План действий по борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью и решили создать Европейскую комиссию против расизма и нетерпимости (ЕКРН).

Эта комиссия, деятельность которой получила дополнительную поддержку на второй встрече на высшем уровне (Страсбург, 1997 год), работает над укреплением законодательных и политических гарантий против всех форм расизма, ксенофобии, антисемитизма и связанных с ними актов нетерпимости. Она дает оценку эффективности всех существующих национальных и международных мер с целью их укрепления и поддерживает соответствующие акции на местном, национальном и европейском уровне. ЕКРН внесла активный вклад в организацию Всемирной конференции против расовой дискриминации, ксенофобии и национальной нетерпимости, созванной Советом Европы в октябре 2000 г.

Сотрудничество в области прав человека

Комиссар по правам человека

Новый пост Комиссара по правам человека был создан в 1999 г. В компетенцию комиссара входит содействие соблюдению прав человека, осознанию необходимости уважения этих прав в государствах-членах, а также обеспечение полного и эффективного выполнения ими документов Совета Европы в правозащитной сфере, которые принимаются Комитетом Министров в виде конвенций, рекомендаций или резолюций.

Комиссар осуществляет превентивную функцию, выполняя одновременно различные поручения, передаваемые ему Европейским судом по правам человека, а также другими органами Организации. Комиссар не располагает полномочиями юридического характера, однако он высказывает рекомендации или предоставляет информацию, касающуюся защиты прав человека или случаев их нарушения.

Мандат Комиссара включает в себя также сотрудничество с другими международными организациями, занимающимися содействием и защитой прав человека. Он также обладает возможностью реагировать на любую информацию в этой сфере, поступающую от правительств, национальных парламентов, национальных омбудсманов или аналогичных институтов, от простых граждан и организаций. Работая с другими органами Совета Европы, Комиссар может в случае необходимости представлять на рассмотрение Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи доклады, рекомендации или другую информацию по конкретным вопросам. Первым Комиссаром по правам человека стал Альваро Хиль-Роблес (Испания), который был избран на этот пост Парламентской Ассамблеей в сентябре 1999 г.

Совет Европы сотрудничает с государствами-членами Организация, а также НПО в их усилиях по защите прав человека. В рамках программы АДАКС (Деятельность по развитию и укреплению демократической стабильности, новое название: «Программы в интересах демократической стабильности»), Совет Европы организует такие мероприятия, как обучение судей и юристов по вопросам подачи заявлений в соответствии с положениями Европейской конвенции о правах человека, семинары экспертов по вопросам соответствия законодательства или проектов новых законов в ряде стран европейским стандартам в области прав человека. Он также занимается переводом и публикацией документации по вопросам прав человека на языки новых государств - членов Совета Европы, проводит круглые столы с участием национальных организаций, занимающихся проблематикой прав человека, а также обучением представителей правительств при Европейском суде по правам человека. Программа АДАКС в сфере защиты прав человека дополняется обширной деятельностью самого Совета, связанной с распространением информации среди широкой общественности и специалистов. Она направлена на:

  • совершенствование знаний и расширение понимания проблем прав человека в высших и средних учебных заведениях и среди специалистов, а именно: юристов, сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарной системы, должностных лиц и т.д.;
  • привлечение внимания общественности к проблемам прав человека, используя информационные компании, публикации, аудиовизуальную продукцию и другие материалы;
  • оказание поддержки структурам, работающим в области защиты прав человека, а также неправительственным правозащитным организациям.

Избранная библиография

Публикации Совета Европы

  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней
  • European Social Charter - Collected Texts (1997) ISBN 92-871-3366-2
  • Fundamental social rights - Case-law of the European Social Charter (1997) ISBN 92-871-3190-2
  • Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
  • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
  • Human rights every day: The impact of the Council of Europe's work in the field of human rights (1996)
  • Law and practice of the European Convention on Human Rights and the European Social Charter (1996) ISBN 92-871-2956-8
  • Short guide to the European Convention on Human Rights (1991) ISBN 92-871-1981-3
  • Seventh general report on the activities of the European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (1997)
  • Human Rights and the Police (1997) ISBN 92-871-3296-8
  • Council of Europe action in the field of equality between women and men, EG (97) 3
  • Women in politics in the Council of Europe member states, EG (97) 6
  • Declaration and Resolutions adopted by the 4th European Ministerial Conference on equality between women and men, MEG- 4 (97) 18
  • Combating racism and intolerance : The European Commission against Racism and Intolerance (1997)
  • Stand up NOW for human rights! (video film, 1995)

Страница в Интернет:

За более подробной информацией обращайтесь в "Информационный центр по правам человека"

Совет Европы /Council of Europe
F- 67075 Strasbourg Cedex France
Тел.: + 33 (0) 3 88 41 20 24
Факс: + 33 (0) 3 88 41 27 04

Эл. почта: HumanRights.Info@echr.coe.int



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства