здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

2001 - 2005 / Совет Европы, Семь дорог в будущее
«2001 - 2005 / The Council of Europe, seven paths for future action» - Russian version

С 1989 года история Европы ускорила свой ход. Падение Берлинской стены было не просто политическим потрясением - оно стало финальным аккордом ХХ века и, обогнав календарь, возвестило о наступлении третьего тысячелетия.

С этого момента Европа получила возможность строить планы демократического будущего для всего континента, но вскоре оказалось, что новая жизнь не только не избавит ее от опасностей и не разрешит былых противоречий, но и создаст новые очаги напряженности.

Буквально за несколько лет направление и результативность деятельности Совета Европы сильно изменились. Став Советом «Большой Европы», он сосредоточил все усилия на стимулировании процесса демократических перемен, на оказании государствам всей Европы помощи в установлении или восстановлении верховенства закона, в коренной перестройке законодательной и правовой системы. Одной из главных его забот стала защита меньшинств, статус которых - в этом постоянно меняющемся калейдоскопе государств и народов - служит источником напряженности и конфликтов.

Десять лет спустя Совет Европы подошел к поворотному моменту в своем развитии. Оказав помощь в становлении демократии новым государствам, возникшим на развалинах социалистической системы, он приступает к налаживанию новых партнерских связей, к сотрудничеству на новых направлениях на равноправной основе с этими же государствами, которые теперь стали полноценными членами организации.

В рамках этого процесса Совет Европы намерен осуществлять мониторинг в отношении тех государств, где правовое государство еще не окрепло, добиваясь того, чтобы они в полной мере соблюдали новые стандарты. Оказавшись перед необходимостью выполнения важнейшей задачи - построения Европы на фундаменте единых ценностей, он нуждается в полном доверии и поддержке государств-членов. Сегодня Совет готов взяться за решение этой проблемы и за выполнение масштабной задачи по формированию общеевропейского общественного уклада. В наши дни, когда Европейский Союз только приступает к историческим переговорам о приеме новых членов, Совет Европы уже готов сделать столь необходимый дополнительный вклад в укрепление верховенства закона и обеспечение уважения человеческой личности на всем европейском континенте.

Но организация не может встретить этот вызов в условиях нехватки ресурсов, поэтому мы обязаны, не теряя времени, привести их в соответствие с нашими далеко идущими планами. Семь путей в будущее - это наш вклад в построение «Большой Европы». Во имя успеха этого созидательного проекта нам необходимо заручиться решительной поддержкой всех наших государств-членов.

Генеральный Секретарь Совета Европы, Вальтер ШВИММЕР

1. Утверждение демократических принципов через усиление политического воздействия Совета Европы

Цель, провозглашенная в статье 1 Устава Совета Европы - достижение «большего единства между его членами во имя осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием» - сегодня актуальна как никогда. Разумеется, с 1949 года Совет Европы претерпел глубокие изменения. Но именно в период после 1989 года, когда число его членов возросло с 23 до 44 стран, он превратился в крупнейшую общеевропейскую организацию. Процесс расширения является воплощением концепции истинно демократической Европы, выдвинутой Уинстоном Черчиллем в его знаменитой речи в 1946 году.

Будучи по сути организацией общеевропейской - в силу универсального характера своих уставных полномочий, Совет Европы по самой своей природе является организацией политической. В 1989 году он приступил к решению новой, исторической задачи: к построению «Большой Европы без разделительных линий». Генеральный Секретарь в полной мере осознает постоянно возрастающую политическую роль Организации и, безусловно, стремится укреплять ее, сосредотачивая внимание ее обоих уставных органов - Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи - на новых политических проблемах, встающих перед ними. Секретариат, который является «мозговым центром» Организации, обеспечивает преемственность и эффективность ее новых политических инициатив.

Выполнение первоочередной задачи Совета Европы по укреплению демократических принципов зависит не только от наличия соответствующих законов и государственных институтов. Новые проблемы охватывают гораздо более широкую сферу. Концепция утверждения и восстановления демократии (постконфликтная деятельность на Балканах, деятельность по сдерживанию резко увеличевшегося числа нарушений прав человека) теперь согласуется с более широким пониманием самой демократии с учетом философских, научных, социальных, образовательных и культурных аспектов. Вот некоторые из рассматриваемых вопросов: этические проблемы новых технологий и факторы, несущие потенциальную угрозу правам личности, новые виды преступности, защита культурного многообразия, деятельность по борьбе с социальным отчуждением. Подход ко всем этим вопросам должен быть сбалансированным, обеспечивающим соблюдение принципа равенства государств - членов Совета Европы и строиться на участии всех - министров, парламентариев, местных и региональных выборных представителей, государственных служащих, специалистов , а также гражданского общества.

Секретариат призван мобилизовать все имеющиеся в Европе ресурсы для поддержки работы Совета. Он также будет стремиться развивать на повседневной основе сотрудничество между государствами-членами, улаживать разногласия, предотвращать и разрешать конфликты, проявляя при этом уважение к специфическим особенностям и соблюдая суверенитет каждого государства.

2. Формирование в Европе единого пространства соблюдения прав человека

Во многом благодаря Европейской конвенции о правах человека Совет Европы известен прежде всего своей работой в правозащитной сфере. Укреплению этой функции послужит реформа Европейского Суда по правам человека и изменение характера межправительственной деятельности по решению все новых проблем, возникающих в этой области.

Методы работы Европейского Суда по правам человека будут коренным образом пересмотрены. Это необходимо сделать в силу различных причин: роста числа поступающих жалоб, подачи заявлений о новых разновидностях нарушений, принятия ЕС своей собственной Хартии основных прав человека. Суд должен сохранить свою эффективность, и этот вопрос имеет жизненно важное значение для Совета Европы в целом. В рамках этого процесса Комитет Министров должен добиваться того, чтобы государства-члены в обязательном порядке приводили свои законы и практику в соответствие с решениями Суда.

Развитие правозащитных функций Совета не может просто ограничиваться реформированием Суда. Его правозащитная система включает в себя обширный набор стандартов и контрольных механизмов, но результативность его работы следует повышать путем обновления методов его деятельности, наращивания его возможностей по решению проблем, связанных с расширением членского состава Совета Европы, и обеспечения быстрой практической отдачи от его деятельности и решений (в том числе по рассматриваемым в Суде делам). Комиссар Совета Европы по правам человека мог бы играть более существенную роль в деле поддержки национальных программ, побуждая государства-члены к принятию превентивных мер или к совершенствованию имеющихся у них правовых механизмов.

Межправительственная деятельность по защите и утверждению прав человека должна быть переосмыслена и переориентирована на новые приоритеты. Главными из этих приоритетов являются следующие: борьба с серьезными и массовыми нарушениями прав человека; отмена смертной казни в военное время, а также в мирное - и не только на практике, но и в законодательстве; запрещение дискриминации вообще путем введения в действие Протокола № 12 к Европейской конвенции о правах человека. Еще одним первоочередным направлением работы станет развитие программ правового сотрудничества, призванных обеспечивать верховенство закона, поддерживать правовые реформы в государствах-членах, выводить защиту личных данных на уровень новейших технологий и содействовать разработке новых специализированных протоколов к Конвенции о биомедицине.

3. Развитие демократических стандартов - и обеспечение их соблюдения государствами

Главная задача Совета Европы состоит в защите и утверждении норм и принципов подлинного демократического общества, в котором уважается человек и его права. Вся его работа должна быть сосредоточена на политической деятельности и практическом сотрудничестве на этом направлении. Не достаточно только принимать конвенции и предлагать их государствам для подписания. Помимо этого, Совет должен оказывать этим государствам необходимую помощь в их применении на практике и, опираясь на различные контрольные механизмы, наблюдать за их выполнением.

Помимо Европейского Суда по правам человека, защиту прав человека гарантирует еще целый ряд норм и существующих надзорных органов. В их число входят Европейская Социальная хартия, Европейская конвенция по предупреждению пыток, Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств и Европейская комиссия против расизма и нетерпимости.

Организации необходимо постоянно корректировать выполнение своей нормообразующей функции в соответствии с теми новыми проблемами, которые возникают из-за недоработок в законодательстве или практике его реализации государствами-членами. Это является одной из основных задач - для самого Совета и для его структур межправительственного сотрудничества.

Совет Европы должен помогать государствам-членам в соблюдении своих стандартов и принципов, и он должен быть способен делать это эффективно. Комитет Министров и Парламентская Ассамблея учредили для этой цели особые механизмы. Работа нормообразующих органов Совета (Европейского Суда по правам человека, Конгресса местных и региональных властей Европы, Европейской комиссии против расизма и нетерпимости, Европейского комитета по предупреждению пыток) и его структур межправительственного сотрудничества, безусловно, принесет пользу в этой области. Нельзя не сказать, что эффективность оказания помощи и осуществления надзора повысится, когда результаты оценки (в том числе мониторинга, проводимого Комитетом Министров) будут систематически обнародоваться.

И последнее: контроль за соблюдением стандартов Совета Европы - не процесс ради процесса, а инструмент, направленный на изыскание единых решений общих проблем.

4. Удовлетворение чаяний европейцев путем реализации проектов на местном уровне

Будучи международной политической организацией, Совет Европы обязан стремиться к тому, чтобы откликаться на наиболее насущные заботы европейцев, и проводимые им для этой цели многолетние, многодисциплинарные проекты помогают повысить результативность его работы. В итоге Совет должен стать таким, чтобы с ним мог отождествлять себя каждый европеец.

Его проекты должны быть посвящены таким крупным социальным вопросам, как создание и надлежащее функционирование полноценных демократических институтов (включая учреждение кодекса поведения выборных представителей и государственных должностных лиц), новые факторы, представляющие угрозу для прав человека, новые разновидности преступности, связанные с кризисными ситуациями, торговля людьми и сексуальная эксплуатация, новые технологии и т.д., защита меньшинств и борьба с нетерпимостью, защита свободы и безопасности людей, особенно детей и уязвимых групп населения, а также борьба с коррупцией и организованной преступностью.

В силу масштабности этой задачи действенность работы Совета Европы может снизиться. Необходимо добиваться правильного баланса между различными видами деятельности, чтобы, с одной стороны, они обогащали друг друга, а с другой - не конкурировали друг с другом в борьбе за неизбежно ограниченные ресурсы. Именно поэтому необходим горизонтальный, многодисциплинарный подход. Число проектов будет безусловно ограниченным, а ресурсы - направляться туда, где они могут в кратчайшие сроки принести практический результат. Как правило, проекты должны основываться на межпарламентском и межправительственном сотрудничестве, на партнерских связях между местными и региональными органами власти, на широком участии гражданского общества.

В перспективе деятельность Совета Европы будет развиваться в четырех основных областях: права человека (реформирование Суда и новые приоритеты); демократия (подготовка и принятие «Великой хартии» европейской демократии); культурное многообразие (реформирование и демократизация образования, использование возможностей культуры для предотвращения конфликтов при сохранении многообразного наследия государств-членов); социальная сплоченность (доступ к здравоохранению и социальному обеспечению, профилактика социального отчуждения, защита беженцев и мигрантов, внедрение минимальных стандартов социального обеспечения и т.д.). Все это станет частью активизации усилий по распространению стандартов Совета и установлению верховенства закона во всех государствах-членах.

В целях усиления общественного резонанса этих новаторских проектов будет осуществляться их полномасштабное пропагандистское и информационное обеспечение.

5. Оценка результатов проектов и мероприятий с целью повышения их реальной отдачи

Возможности Совета Европы по установлению новых стандартов и контролю за соблюдением действующих конвенций требуют регулярной оценки.

Деятельность на местном уровне и многостороннее сотрудничество - это две стороны одной медали. Они дополняют друг друга и вносят вклад в общий успех работы Совета. Нового в этом ничего нет: даже для старейших государств-членов межправительственное сотрудничество всегда предполагало деятельность на местах, и именно так на деле реализуются «страсбургские стандарты».

Благодаря полувековому опыту межправительственного и межпарламентского сотрудничества Советом Европы наработан уникальный опыт в деле установления стандартов, разработки программ и нахождения решений широкого спектра юридических и социальных проблем. В то же время недавно обретенное Советом общеевропейское измерение и расширение его роли открывают новые перспективы, выявляют новые потребности и запросы, заставляют принимать на вооружение более современные подходы и методы работы (примером чему служит открытие новых представительств и информационных офисов).

Эти изменения должны облегчить процесс оценки работы Совета и ее результатов на местах. Вслед за совершенствованием методов работы должна быть радикально пересмотрена нынешняя система межправительственных комитетов, в частности, в том, что касается круга их полномочий, периодичности заседаний, а возможно - и слияния некоторых из них. Необходимо изучить возможность перехода на совместное управление программами сотрудничества, расширив роль отраслевых министерств (и конференций министров) в процессе принятия решений (и в вопросах финансирования).

Расширение процесса оценки призвано облегчить задачу выявления наиболее эффективных инициатив. Здесь следует отметить, что там, где это возможно, частичные соглашения и расширенные частичные соглашения создают более гибкую основу для сотрудничества в областях, являющихся новыми или представляющих интерес лишь для ограниченного числа государств-членов (например, сотрудничество в Средиземноморье).

6. Налаживание более тесных рабочих связей с Европейским Союзом, ОБСЕ и Организацией Объединенных Наций

Совет Европы должен развивать и переводить на институциональную основу активные партнерские связи в юридической и политической сфере с Европейским Союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями.

Уже проводятся и должны получить продолжение совместные проекты с Европейской комиссией (Европейский год языков в 2001 году) и программы сотрудничества со странами, находящимися на переходном этапе. Чрезвычайно желательно присоединение Европейского Союза к частичным соглашениям и договорам Совета Европы, в частности, к Европейской конвенции о защите прав человека. Необходимо сделать все, чтобы решения Европейского Союза и Совета Европы прямо или косвенно не входили в противоречие друг с другом, особенно после принятия Европейским Союзом целого ряда новых документов, таких, например, как Хартия основных прав человека. В целом, одним из важнейших направлений работы Совета Европы являются политические шаги навстречу заключению соглашения о партнерстве, которое создало бы институциональную основу для сотрудничества с Европейским Союзом.

ОБСЕ и Совет Европы выполняют взаимодополняющие функции. Тем не менее, есть очевидная необходимость в прояснении и укреплении отношении между этими двумя организациями: обе они активно занимаются вопросами демократии и прав человека, но отличаются друг от друга не только методами работы, организационной структурой, членским составом, но главное - теми юридическими и политическими обязательствами, которые принимают на себя их государства-члены. Хотя ОБСЕ, обладает, безусловно, более широкими возможностями для разрешения кризисов на местах, Совет Европы, во многом благодаря наличию у него целого набора стандартов и обширного экспертного потенциала, несомненно, занимает передовые позиции в сфере долгосрочного сотрудничества, предотвращения конфликтов и послекризисного урегулирования. Обмен информацией и координационные совещания на уровне руководства и на местах могли бы помочь обеим организациям использовать имеющиеся и потенциальные возможности объединения их усилий, учитывая при этом особенности их компетенции и «ноу-хау». «Единый каталог форм сотрудничества», подписанный 12 апреля 2000 года Генеральными Секретарями обеих организаций, создает прекрасную основу для реального, наполненного новой жизнью партнерства.

Между Советом Европы и Организацией Объединенных Наций продуктивные отношения существуют уже много лет. Совет Европы должен в полной мере использовать свой статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Постоянное присутствие в Нью-Йорке станет залогом будущего более тесного сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

7. Активизация политического взаимодействия с государствами-наблюдателями

Совет Европы должен поощрять усилия по более тесному сотрудничеству с государствами-наблюдателями. Наглядными примерами такого взаимодействия могут послужить отмена правовых положений о смертной казни в мирное и военное время не только в государствах-членах, но и всеобщее запрещение дискриминации посредством введения в действие Протокола № 12 к Европейской конвенции о защите прав человека.

В интересах утверждения прав человека и более полного соблюдения стандартов Совета Европы Организации следует предложить свое содействие государствам-членам, кандидатам и наблюдателям в тех областях, где его особый опыт получил всеобщее признание: судебная и конституционная реформа (во взаимодействии с Европейской комиссией за демократию через право), местная демократия и профессиональная подготовка сотрудников судебной системы, прокуратуры, правоохранительных органов и т.д.

Совет Европы: на передовом крае защиты общечеловеческих ценностей на всем континенте

Совет Европы - это европейская межправительственная организация, созданная в 1949 году по инициативе ведущих западноевропейских лидеров, которые были твердо намерены сделать все, чтобы «третья европейская гражданская война» не омрачила вторую половину двадцатого столетия. С января 2001 года Совет насчитывает сорок три государства-члена, своим постоянным взаимодействием способствующих укреплению по всей Европе объединяющих их ценностей: плюралистической демократии, прав человека, верховенства закона и развития европейского культурного своеобразия, при сохранении многообразия и социальной сплоченности.

Организационный комплекс с широким спектром задач

Диверсифицированная структура Совета Европы позволяет ему точно ориентировать свою деятельность в широком спектре задач. Межправительственное измерение Организации олицетворяет Комитет Министров, в который входят министры иностранных дел всех государств-членов.

Воплощением ее межпарламентского измерения является Парламентская Ассамблея, в которой представлены национальные парламенты и различные составляющие их политические группы. Второй коллективный орган - Конгресс местных и региональных властей Европы - объединяет местных и региональных представителей, назначаемых государствами-членами.

Секретариат Совета Европы - постоянно действующий орган Совета - имеет 1300 постоянных сотрудников и занимается исполнением решений Комитета Министров, Парламентской Ассамблеи и Конгресса местных и региональных властей. Но этим его функции не исчерпываются: он также может представлять свои предложения в органы, определяющие среднесрочную и долгосрочную политику Организации.

Регулярный бюджет Совета составляет 163 млн. евро.

В структуру Совета Европы входят еще три института: Европейский Суд по правам человека, в который может обратиться любое лицо после того, как им будут исчерпаны национальные средства правовой защиты, Европейский банк развития, который ежегодно выделяет на социальные проекты кредиты на сумму в 1,7 млрд. евро, и полтора десятка конференций отраслевых министров, что отражает высокую оценку экспертного потенциала Совета в областях его компетенции (правосудие, СМИ, образование, культура, местное самоуправление, равенство полов, молодежь, социальное обеспечение и т.д.).

Обширный свод конвенций и соглашений по защите прав человека

Под эгидой Совета Европы принято уже около 180 конвенций и соглашений. Хотя они охватывают широкий спектр, все они направлены на совершенствование защиты прав человека. В их число входят:

  • Европейская конвенция о защите прав человека;
  • Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
  • Конвенция о правах человека и биомедицине (Конвенция Овьедо);
  • Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (экстрадиция, передача осужденных и т.д.) и Конвенции о противодействии отмыванию денег и коррупции;
  • Европейская социальная хартия;
  • Европейский кодекс социального обеспечения;
  • Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств;
  • Европейская Хартия региональных языков или языков меньшинств;
  • Европейская Хартия местного самоуправления;
  • Рамочная Конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными административными единицами или местными органами власти;
  • Европейская культурная конвенция;
  • Европейская Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе;
  • Конвенция о защите архитектурного наследия Европы;
  • Конвенция о сохранении дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе («Бернская конвенция»).

 



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства