здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Ролевые игры на тему прав человека

Занятие 6

Цель занятий - отработка навыков по защите прав человека в конкретных ситуациях.

Использование ролевой игры

Ролевая игра является активным методом обучения на основе сценария, который отводит конкретную роль участникам группы. Это очень сильное средство, требующее осторожного обращения. Для этого занятия необходимо поставить ясные цели и задачи. Сценарий следует приспособить к потребностям и специфике группы учащихся. Нельзя допускать, чтобы сценарий или роль причинили личную обиду кому-либо из участников. Целесообразно дать участникам такие роли, которых у них никогда бы не было в реальной жизни. Необходимо обеспечить достаточно места и отсутствие помех для постановки сценария. Следует выделить достаточно времени для построения ролевой игры и последующей дискуссии. Также необходимо выделить участникам время для изучения сценария, вхождения в роль и, что очень важно, для выхода из роли до того, как начнется дискуссия. Зрители (те участники, которым не отведены роли по сценарию) должны быть хорошо информированы о сценарии, им следует предложить принять активное участие в дискуссии.

После того, как вы опробуете предлагаемые ролевые игры, дайте возможность учащимся придумать свою игру на основе повседневной жизни в вашей стране. Можно начать с очень простых идей, используя ситуации из повседневной жизни в школе и дома, примеры из общения с друзьями и знакомыми, когда права одних вступают в коллизию с правами других. Например, вы хотите устроить вечеринку, а ваши соседи хотят пораньше лечь спать, или в школе два класса претендуют на одно и то же помещение для разных целей:

  • Какие проблемы у них возникли, и как им удалось разрешить спор?
  • Какие новые идеи может предложить класс?

Затем можно перейти к более сложным ситуациям. (См. также *7).

Ролевые игры из повседневной жизни

Предложите учащимся класса разделиться на группы по три-четыре человека. Прочтите классу сценарий ролевой игры 1 и предложите учащимся найти в адаптированном тексте ЕКПЧ статьи, относящиеся к сценарию. Ниже приведено несколько возможных ответов, но этот список не является исчерпывающим. Отведите на это пять - десять минут. Повторите такое же обсуждение для ролевых игр 2 и 3.

  • Для ролевой игры 1 больше всего подходят: статья 1, статья 14, статья 2 из Протокола № 4.
  • Для ролевой игры 2 больше всего подходит статья 11.
  • Для ролевой игры 3 больше всего подходят: статья 3, статья 10, статья 11.

Заново разделите класс на три группы и дайте каждой группе по сценарию. Предложите каждой группе разыграть сценарий со своим окончанием. Им придется самостоятельно распределить роли и придумать окончание для ролевой игры.

Предложите каждой группе сыграть свою ролевую игру перед всем классом. После каждой игры попросите участников рассказать о том, как они относятся к решению возникшей проблемы. Затем предложите всему классу подумать о возможных вариантах окончания игры. Вопрос для учащихся: "Что нужно сделать для того, чтобы любой человек, оказавшийся в таких ситуациях, мог бы предотвратить нарушение прав человека?".

Ролевая игра 1

Ида хотела бы съездить в соседнюю страну к дочери, которая вышла замуж за человека из этой страны. На границе чиновники отказываются ее впустить в страну, говоря о том, что у нее нет денег на оплату гостиницы в этой стране.

Ролевая игра 2

Иван моет машины на автомойке. Зимой его руки постоянно исцарапаны льдом. Хозяин автомойки говорит, что не купит ему перчатки потому, что они очень дорого стоят. У Ивана на них нет денег. Он просит помочь свой профсоюз. Когда хозяин узнает об этом, он выгоняет Ивана с работы.

Ролевая игра 3

Из последнего в городе парка собираются сделать автостоянку. Десять горожан проводят мирную демонстрацию, заявляя о том, что без парка им негде будет отдыхать, а их детям - играть. Прибывшие на место полицейские говорят, что демонстрация запрещена и приказывают им разойтись по домам. Демонстранты садятся на землю и отказываются расходиться. Полиция разгоняет их силой, есть пострадавшие.

Источник: First Steps ("Первые шаги"). Международная амнистия. (*E).



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства