здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Случаи из жизни школы

Занятие 7

Цель занятия - способствовать обсуждению вопросов, касающихся улучшения жизни в школе.

Подумайте над приведенной ниже небольшой "историей". В чем ее смысл?

Учащиеся одного из начальных классов возвращаются в класс с перемены. Учительница спрашивает маленькую Алису: "Что ты делала на перемене?" Алиса отвечает: "Мы играли на детской площадке". Учительница говорит: "Хорошо. Иди к доске, и если у тебя получится правильно написать слово "игра", то я дам тебе "золотую звездочку". Алиса пишет правильно и получает "золотую звездочку".

Учительница спрашивает Билли, чем он занимался на перемене. Билли отвечает: "Я играл с Алисой на площадке". Учительница говорит: "Хорошо. Если правильно напишешь слово "играть" на доске, я дам тебе "золотую звездочку". Билли пишет и получает золотую звездочку.

Затем учительница спрашивает маленького Ахмеда, чем тот занимался на перемене. В ответ Ахмед говорит: "Я хотел поиграть с Алисой и Билли, а они кидались в меня камнями". Учительница: "Что? Они в тебя кидались камнями. Это похоже на вопиющую и непростительную расовую дискриминацию. Если на доске правильно напишешь фразу "вопиющая и непростительная расовая дискриминация", я дам тебе золотую звездочку".

Такого, наверное, никогда не было, но эта "история" обращает внимание на то, как непросто установить, насколько поощряются в той или иной ситуации прав человека. Школа зачастую бывает местом бесправия, пользуясь выражением профессора философии Бернара Дефранса. Бывали случаи, когда учителя, директора школ и учащиеся нарушали законы или посягали на физическую или моральную неприкосновенность других. Такое может случаться и тогда, когда люди не знают о законах или сталкиваются с дестабилизирующими драматическими событиями как насилие, отторжение или изгнание. Как придать нашим школам правовой характер? Кто должен в этом участвовать?

Раздайте экземпляры текста "события в школах", отметив, что это - примеры из жизни школ на трех континентах. После того, как учащиеся прочитают текст, разделите их на небольшие группы, в которых они могут обменяться своими впечатлениями о прочитанном.

Предложите каждой группе выбрать один-два случая и обсудить, какие права были нарушены, и что нужно сделать, чтобы предотвратить такие ситуации. Далее им следует обсудить вопрос о том, кто должен участвовать в предупреждении таких ситуаций: родители, учащиеся, учителя и администрация школ.

Можно по-разному продолжить это занятие:

  • использовать результаты ролевых игр (*6)
  • сравнить эти события с жизнью своей школы
  • подготовить проект школьной хартии прав и обязанностей

Реальные события из жизни школ Африки, США и Европы

  • Учеников начальной школы подвергли оскорблениям и побоям, а затем отстранили от занятий на 24 часа за то, что они не вымыли пол в классе до прихода учителя.
  • Мальчики подвергали унижениям и оскорблениям девочек.
  • Школьники надсмехались над полным учеником.
  • Старшеклассники вымогали деньги у учащихся младших классов.
  • Учащиеся постоянно перебивали криками учителя, не давая ему вести занятия.
  • Учитель называл своих учеников "дебилами" и высмеивал отстающих.
  • Во всех спорах взрослых с учащимися директор школы всегда принимал сторону взрослых.
  • Восьмилетнему школьнику заклеили рот клейкой лентой за то, что он разговаривал без разрешения.
  • Значительное число учащихся пропустило школу в день религиозного праздника, все они получили "0", потому что в этот день учитель устроил контрольную.
  • Директор школы побоялся наказать учащихся, которые оскорбили преподавателя, выполнявшего свою работу.
  • Девятилетний школьник в качестве наказания должен был написать на доске двадцать раз фразу " Мне нельзя смеяться в школе".
  • В средней школе преподаватель заявил, что массового уничтожения евреев фашистами не было.
  • Директор школы потребовал, чтобы виновный в краже школьник публично сознался перед всей школой, которую для этого собрали в школьном дворе.
  • Директору школы не нравилось, что мальчики подвязывают волосы сзади резинкой. Однажды он взял ножницы и отрезал одному "нарушителю" хвостик.
  • Молодые мусульманки отказались снять свои платки в классе. Их выгнали из школы.
  • В один из декабрьских дней одну их школьниц наказали за то, что она пошла в учительский туалет. Неотапливаемые туалеты для учащихся находились на улице.
  • Один из учащихся пожаловался, что другие учащиеся продают "травку" в школе. На перемене он подвергся оскорблениям со стороны нескольких сверстников.
  • На школьной автостоянке учителю прокололи шины и изрисовали автомобиль.

Источник: Teaching Guide to the European Convention on Human Rights ("Учебное пособие для преподавания Европейской конвенции о защите прав человека") (*E).



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства