здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

ЕКПЧ на практике

Информация C

Система защиты прав человека

Прежде всего, система должна действовать на национальном уровне. Каждое государство-член обеспечивает каждому человеку, находящемуся под его юрисдикцией, права, определенные в ЕКПЧ. Практически все государства-члены Совета Европы инкорпорировали ЕКПЧ в свое внутригосударственное законодательство, позволив тем самым своим гражданам ссылаться на конвенцию в национальных судах, которые, соответственно, должны использовать многочисленные примеры прецедентного права ЕКПЧ.

В том случае, если эти изначальные гарантии реализовать не удается, каждый человек может при определенных условиях обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека. Заявителям необходимо продемонстрировать, что ими были исчерпаны все эффективные средства правовой защиты в стране предполагаемого нарушения - как правило, это означает, что иск заявителя был отклонен высшей судебной инстанцией страны.

Государства могут также подавать жалобы на другие государства, однако такое происходит в редких случаях и обычно связано с обвинениями в серьезных нарушениях прав человека.

Согласно первоначальному тексту конвенции было учреждено два независимых органа для наблюдения за выполнением прав, гарантированных в ЕКПЧ: Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Ввиду постоянного увеличения объема работы в 1993 году было принято решение о создании нового Европейского суда по правам человека вместо прежней двухярусной системы. Протокол № 11 к конвенции, который содержит эти изменения, был открыт для подписания в 1994 году. 1 ноября 1998 года в Страсбурге в составе Совета Европы начал свою работу новый Суд по правам человека.

Все ратифицировавшие конвенцию государства обязаны признавать решения Суда. Суд работает на постоянной основе в Страсбурге и занимается рассмотрением дел на всех этапах, начиная с предварительного рассмотрения жалоб вплоть до вынесения решений.

Судьи действуют совершенно независимо и избираются Парламентской Ассамблей Совета Европы.

Категории рассматриваемых Судом дел

Поток жалоб, поступающих в Суд, возрастает, потому что все больше людей узнают о его существовании. Постоянно расширяется область вопросов, с которыми связаны жалобы:

  • исчезновения и незаконные убийства;
  • пытки и жестокое обращение с заключенными;
  • произвольное лишение свободы;
  • отсутствие доступа к суду;
  • отсутствие справедливого судебного разбирательства в разумный срок
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • депортация и экстрадиция;
  • дискриминация против гомосексуалистов;
  • свобода прессы;
  • права родителей, чьи дети были переданы на воспитание другим сторонам;
  • ущемление имущественных прав;
  • роспуск политических партий.

Как рассматривается дело в Суде?

Вначале Суд устанавливает приемлемость жалобы. Этот технический термин означает, что жалоба в первую очередь должна соответствовать определенным договорным требованиям, например, должны быть исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, а с даты вынесения окончательного решения по делу должно пройти не более шести месяцев. Часто Суд проводит публичные слушания для одновременного рассмотрения дела на предмет приемлемости и по существу (т.е. имело ли место нарушение положений конвенции). Суд может проводить заседания в составе палаты из семи судей, а в исключительных случаях - в составе Большой палаты из семнадцати судей.

После принятия решения о приемлемости жалобы и соответствии с требованиями ЕКПЧ Суд предлагает сторонам (истцу и соответствующему государству) прийти к дружественному урегулированию. Это означает, что обеим сторонам настоятельно предлагается прийти к взаимоприемлемому решению: оно может предусматривать изменение государством закона и/или выплату компенсации в обмен на отзыв иска.

Решения палат могут быть опротестованы в Большой палате. Однако после того, как постановление палаты становится окончательным - через три месяца - оно не подлежит обжалованию. Решение Большой палаты становится окончательными в момент его вынесения. Решения могут оглашаться на заседании Суда или доводиться до сторон в письменном виде. Решения Суда являются обязательными по международному праву. В тех случаях, когда Суд находит нарушения, его решение предполагает обязательство соответствующего государства о недопущении подобных нарушений в будущем. Суд может также присудить "справедливую компенсацию" потерпевшей стороне, в том числе и за счет государства, против которого была подана жалоба.

Задача по контролю за исполнением решений Суда возложена на Комитет Министров, который обеспечивает выплату присужденной Судом справедливой компенсации потерпевшей стороне и в определенных случаях принятие других конкретных мер, необходимых для полного возмещения нанесенного ущерба, таких как: возобновление разбирательства, отмена распоряжения о запрете или конфискации, отмена судимости или выдача вида на жительство. Он также обеспечивает принятие государствами общих мер по недопущению повторения нарушения: изменение законодательства, судебной практики, подзаконных актов или административной практики, строительство новых тюрем или назначение новых судей.

Примеры мер, принимаемых государствами по решениям Суда

  • Австрия изменила свое законодательство относительно обращения с заключенными в психиатрических лечебницах и выдела чрезвычайные государственные ассигнования для иностранцев, постоянно проживающих в стране;
  • Бельгия внесла поправки в законы о бездомных и приняла меры по ликвидации всех видов дискриминации в отношении внебрачных детей;
  • Болгария лишила прокуроров права издавать постановления о предварительном заключении подозреваемых под стражу;
  • Дания внесла изменения в свое законодательство, касающееся содержания лиц в предварительном заключении;
  • Греция внесла поправки в свое законодательство относительно предварительного заключения;
  • Италия приняла закон об обязательном присутствии адвокатов в Кассационном суде;
  • Нидерланды внесли поправку в закон о режиме содержания душевнобольных пациентов;
  • Португалия реформировала свою систему административных судов и увеличила число судей;
  • Румыния распространила право на обжалование действий прокуратуры на имущественные права;
  • Соединенное Королевство ввело запрет на телесные наказания в школах;
  • Турция сократила максимальную продолжительность полицейского ареста;
  • Финляндия изменила свои законы о попечении над детьми и о праве родителей на посещение своих детей, находящихся на попечении;
  • Франция, Испания и Соединенное Королевство приняли законы о прослушивании телефонных переговоров;
  • Швейцария пересмотрела свою систему уголовных судов и уголовно-процессуальные нормы;
  • Швеция внесла поправку в закон об обязательном религиозном воспитании.


Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства