здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Что такое права человека?

Занятие 2

Два занятия, цель которых - помочь учащимся обменяться мнениями об основных понятиях, используемых в ЕКЧП и познакомиться с ней.

Воображаемая страна

Цель данного универсального занятия - познакомить учащихся с понятием о том, что права человека часто вызваны необходимостью.

Разделите класс на группы по пять-шесть учащихся и прочитайте им следующий сценарий:

"Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил и в которой нет ни законов, ни правил. Ваша группа - жители этой новой страны. Ваше социальное положение в этой стране неизвестно".

Индивидуально каждый учащийся составляет перечень прав, которые, по его мнению, должны быть гарантированы для всех в этой стране.

Предложите учащимся показать друг другу и обсудить друг с другом свои перечни, а затем в группе совместно составить перечень из десяти самых важных прав. После этого им следует придумать название страны и записать его на большом листе бумаги вместе со своим перечнем.

Каждая группа выступает со своим перечнем перед всем классом. При этом записывайте каждое право в сводном перечне всего класса, отмечая крестом повторяющиеся права.

После того, как выступят все группы, предложите студентам отметить те права, которые повторяются или противоречат друг другу.

  • Можно ли упростить перечень?
  • Можно ли сгруппировать похожие права?
  • Насколько близок к жизни этот перечень прав?

Далее учащимся можно задать следующие вопросы:

  • Изменились ли ваши представления о том, какие права важнее всего?
  • Есть ли еще какие-либо права, которые вы хотели бы дополнительно включить в перечень?
  • Являются ли права человека всеобщими?
  • Что нового вы узнали на этом занятии?

Два возможных варианта продолжения:

Права неотделимы от обязанностей. Предложите учащимся в своих группах составить перечень обязанностей, которые будут соответствовать сочиненным ими правам. К примеру, право на жизнь возлагает на нас обязанность уважать жизнь других людей.

Предложите учащимся в своих группах провести сопоставление общего перечня прав, составленного в классе, с адаптированным текстом ЕКПЧ (*1).

Источник: First Steps ("Первые шаги"), изд. "Международная амнистия"(*E).

Лестница ценностей и прав человека

Занятие посвящено проработке содержания ЕКПЧ, понятию неделимости прав человека и различным представлениям об их важности.

Требуемые материалы: экземпляры адаптированного текста ЕКПЧ (*1), ножницы, скрепки или клейкая лента, большие листы бумаги, канцелярский клей, художественные принадлежности. Как только учащиеся ознакомятся с правами, провозглашенными в конвенции и ее протоколах, интересно предложить им "воспользоваться" этими правами и, прежде всего, объяснить свое понимание их значения.

  1. Учащиеся индивидуально выбирают по шесть прав человека из ЕКПЧ и ее протоколов, которые, по их мнению, являются самыми главными.
  2. Они вырезают из текста шесть выбранных прав. Оставшиеся права следует поместить в конверт для использования позднее.
  3. Затем учащиеся располагают выбранные шесть прав в порядке убывания в соответствии с их нынешними представлениями о значении этих прав.
  4. При помощи скрепок на большом листе бумаги они оформляют права в виде лестницы.
  5. Учащиеся разбиваются на группы по два или четыре человека и демонстрируют друг другу полученные лестницы, объясняя причины, по которым они их составили именно в таком порядке.
  6. Затем участники возвращаются к индивидуальной работе над своей лестницей. После групповых обсуждений они могут изменить порядок построения своей лестницы, использовать новые права из конверта, или оставить все без изменений.
  7. Затем каждый приклеивает свою лестницу на лист бумаги и проставляет дату.
  8. Уже в составе всего класса учащимся можно предложить сделать настенный плакат или в иной форме проиллюстрировать представления о правах человека всего класса. Конверты с неиспользованными правами следует сохранить.

В предмет занятия можно также включить Европейскую социальную хартию (*D).

Было бы интересно повторить такое занятие позднее и сравнить старую и новую лестницу, отметив ту степень, в которой обстоятельства заставляют нас предпочитать одни права по сравнению с другими и показать, что они все имеют равное значение.

Источник "Учебное пособие по изучению Европейской конвенции о защите прав человека"(*E).



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства