здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Как ты относишься к правам человека?

Занятие 3

Дискуссионное занятие, цель которого - стимулировать осмысление различных вопросов

Необходимые ресурсы:

Помещение, вмещающее до 15 участников, которые могут быть разбиты на группы.

Стенд с перекидными листами бумаги, на каждом из которых записаны высказывания. По одной табличке "За" и "Против" прикрепить к противоположным стенам помещения.

Размер группы:

Не менее пяти человек (максимум 15). Ограничения могу быть связаны только с числом ведущих и учебных мест.

Время:

Общее время составляет от 30 до 60 минут в зависимости от числа обсуждаемых высказываний. Обычно итоги по обсуждениям не подводятся, время на выступления - пять-десять минут.

Подготовка и ход занятия:

Приготовьте высказывания (примерно 5 -10), затрагивающие различные аспекты вопроса, который вы хотите поставить перед учащимися. Для того, чтобы высказывание было хорошим, в нем используются понятные всем слова; наряду с этим оно побуждает аудиторию высказать свое согласие (или несогласие) на примере одного из важнейших аспектов обсуждаемого вопроса.

Для каждой группы приготовьте стенды с высказываниями, по одному на страницу, чтобы участникам было видно только по одному высказыванию. Каждой группе следует отвести отдельный класс со стендом и табличками на противоположных стенах.

Расскажите участникам о предстоящем занятии. Им будет предложено высказывание, с которым они могут согласиться или не согласиться, перейдя на соответствующую сторону класса.

Каждый участник должен определиться, никто не должен оставаться в середине класса. Как только все примут ту или иную сторону, им следует предложить объяснить друг другу свои мотивы. Участники могут свободно менять сторону в ходе обсуждения, если их убедят аргументы противоположной стороны.

Следует особо отметить, что целью упражнения является активизация обсуждения, ознакомление с различными аргументами и противопоставление ряда существующих мнений.

Начните занятия с первого высказывания. Дайте участникам время, чтобы прочесть и понять высказывание. Предложите им занять соответствующую сторону и, как только все определят свое отношение, предложите им объяснить свой выбор. В случае необходимости вы можете стимулировать дискуссию, напрямую задав учащимся вопрос об их позиции; в большинстве случаев, однако, обсуждение начинается само собой.

На данном этапе цель дискуссии не состоит в том, чтобы все пришли к единому мнению. По своему усмотрению вы можете закончить обсуждение и перейти к следующему высказыванию. Это даже возможно тогда, когда дискуссия идет полным ходом - такая игра уже сама превращается в начало длительного процесса осмысления.

В таком порядке вам предстоит разобрать все подготовленные высказывания. После этого вы можете попросить участников поделиться своими впечатлениями и дать им возможность обсудить любые нерешенные вопросы. Если одно из высказываний окажется настолько спорным, что участники будут к нему постоянно возвращаться, отметьте этот вопрос и попытайтесь его разобрать в оставшееся на занятии время. В ином случае вы можете перейти к этапу 2:

Этап 2 (факультативный)

После того, как вы обсудите все высказывания, вернитесь к каждому из них по очереди. На этот раз участникам будет предложено сформулировать высказывание таким образом, чтобы все могли с ним согласиться, не меняя тему высказывания. Для того, чтобы аудитория не реагировала просто "за" или "против", участникам следует дать достаточно времени для проработки обсуждаемых высказываний.

Анализ и оценка

  • Почему так трудно было прийти к согласию по определенным высказываниям?
  • Почему было легче с другими?
  • Волнуют ли участников одни вопросы больше, чем другие?
  • Почему?
  • Есть ли такие вопросы, обсуждению которых учащиеся готовы отвести больше времени?

"За" - "Против"

Примеры возможных спорных высказываний относительно прав человека:

  • Права человека - это идеалы. Они не имеют никакого практического значения.
  • Права человека меняются. Значит, они никогда не могут быть постоянными.
  • Не нужно рассказывать молодежи о правах человека. Их должны соблюдать взрослые.
  • Нам не требуется Европейская конвенция о защите прав человека. Те же самые идеи записаны в конституции моей страны.
  • У мужчин прав человека больше, чем у женщин.
  • Права человека - роскошь, доступная лишь богатым странам.
  • Права человека могут быть только у тех, кому хватает еды.
  • Мне не нужно защищать твои права человека. Это дело государства.
  • Не нужно защищать права человека наркоманов. Они нарушают закон.

Источник: "Where do you stand?" ("Твоя позиция"), учебный комплект межкультурного преподавания, и "Coyote" ("Койот"), Совет Европы/Европейская Комиссия, Страсбург, декабрь 1999 г. Автор приведенных «высказываний» - Фелиса Тиббитс, "Human Rights Education Associates".



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства