здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
СМИ о правах человека

Информация в данном разделе может не совпадать с официальной позицией Совета Европы

ЕСПЧ потребовал от России гуманизировать условия перевозки заключенных

Этого несколько лет добивался юрист из Сыктывкара

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в решении по делу «Томов и другие против РФ» 9 апреля призвал Россию отказаться от «бесчеловечной практики» перевозок заключенных в стесненных условиях . С подачи правозащитников европейские судьи употребили в тексте русское обозначение одиночной камеры, которую используют в автозаках - «stakan». «7x7» поговорил с юристом Эрнестом Мезаком, который защищал права российских заключенных, и с бывшим заключенным, который регулярно ездил в «стакане».

Решение ЕСПЧ

Судьи потребовали от России отказаться от:

  • «Стаканов» - глухих одиночных камер автозаков площадью около 0,4 м2;
  • Откидных полок в камерах вагонзаков, которые мешают вставать;

И призвали обеспечивать заключенным:

  • Условия для сна при дальних перевозках;
  • Доступ к туалету, воде и пище;
  • Исполнение просьб заключенных с особыми потребностями.

Судьи потребовали у российского государства решить проблемы, которые кроются в законодательстве. Для России это четвертый такой вердикт Страсбургского суда.

Случаи, которые легли в основу решения ЕСПЧ

Шесть из семи пострадавших от «бесчеловечной» транспортировки юридически поддерживал юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак. Он рассказал о типичных для российской системы исполнения наказания случаях.

Зимний этап из Коми в Мурманск

Зимой 2015-16 годов Алексея Томова из Коми вместе с более чем десятком других заключенных этапировали в Мурманскую область. Сначала их два часа везли в камере автозака площадью 4,3 м2, затем - трое суток в вагонзаке на 3,1 м2. Во время более чем 10-часовой стоянки на одной из станций в вагонзаке кончилось топливо для обогрева всех этапируемых. На улице в это время температура опустилась до -20 градусов.

Две женщины в одном «стакане»

Самую большую компенсацию (5000 евро) ЕСПЧ присудил жительнице Иваново Наталье Костроминой - ее этапировали через Ярославль в Коми. Семь раз ее сажали в одиночную камеру («стакан») вместе с другой заключенной, чтобы довезти от вокзала до следственного изолятора. Костромина страдала от диабета и связанной с ним полноты, но правила Федеральной системы исполнения наказания (ФСИН) предписывают перевозить женщин отдельно от мужчин в автозаке.

Эрнест Мезак строил доказательную базу в том числе на официальном ответе бывшего главы ярославского управления ФСИН. Тот объяснил, что заключенных перевозили в служебных КАМАЗе и ГАЗе. Один рассчитан на 36 пассажиромест в кузове, другой - на 21, но в обеих машинах по утвержденным в законе документам минимальная площадь на каждого заключенного - это 0,25 м2 или 0,287 м2. Площадь «стакана» в обоих случаях - 0,42 м2., использование ее двумя женщинами одновременно, по мнению начальника управления, отвечало требованиям Минюста от 2006 года. По мнению юриста Мезака, такие инструкции «уходят корнями в ГУЛАГовское прошлое» ФСИН.

«Просто пытаются сэкономить»

Мезак уверен, что решение ЕСПЧ исполнимо для России:

- Я правозащитник, а не финансист, но все равно мне кажется, что исполнение решения не потребует каких-то больших финансовых вливаний от России. Зачастую в системе ФСИН пытаются сэкономить и перевозят по многу людей за раз, чтобы не делать два рейса. Если сделать два рейса, то условия перевозки уже не будут бесчеловечными. То же самое и с вагонзаками: когда я приезжаю в Киров - обязательно иду на вокзал и считаю вагоны для заключенных: никогда меньше трех не стоит. И они простаивают, а если их использовать рационально, то большинства проблем не будет. Если бы у нас отводили хотя бы по 0,6 м2 на одного перевозимого в автозаке, то комитет министров Совета Европы уже бы обрадовался, потому что даже 0,5 м2 на человека ЕСПЧ признавал негуманными условиями.

Рассказ пережившего ежедневные поездки в автозаке

Об условиях перевозок в спецтехнике ФСИН рассказал новосибирский блогер Дмитрий Петров - он больше года был обвиняемым по экономической статье и решил отстаивать свою правоту. Он добился, чтобы ему каждый день давали время на знакомство со своим уголовным делом из 200 томов. В итоге ему пришлось выезжать с этапом из СИЗО почти каждый день на знакомство с делом. Он успел прочитать только треть и прочувствовал все особенности транспортировки в «стакане» и общей камере автозака.

- Представьте себе, что едете в час пик в автобусе, все стоят, но еще и дым стоит столбом - все курят. Общие камеры - это такие «консервные банки» без окон, без дверей. А в «стаканы» сажают либо женщин, либо бывших сотрудников, либо тех, кого нужно изолировать. Меня тоже возили в «стакане», но просто из-за того, что на всех не хватало мест в общей камере. Конвоиры считали, что в нем мне комфортнее будет с моими габаритами. Пару раз доводилось и вдвоем ездить в стакане, это что-то с чем-то. Например, нужно было забрать заключенных из двух судов, а машина только одна - вот и набивали ее до отказа людьми. Одному приходилось сидеть, а другому нависать над ним в позе «Зю». А поездки занимали от получаса до полутора.

Президент Владимир Путин 11 апреля на коллегии прокуратуры призвал гуманизировать условия заключенных в России и чаще прибегать к наказанию не связанному с лишением свободы.


7х7

12.04.2019



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства