здание Совета Европы
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
Новоcти
Библиoграфия
Вoпросы и oтветы
Сcылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
СМИ о правах человека

Информация в данном разделе может не совпадать с официальной позицией Совета Европы

Столыпин, ФСИН и ЕСПЧ

В Страсбурге потребовали от РФ улучшить условия транспортировки заключённых по ж.д.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал пыточными условия перевоза заключённых по железным дорогам России. В Страсбурге призвали отказаться от использования для транспортировки заключённых одиночных камер, так называемых «стаканов». В них у человека на всё время поездки выделяется всего 0,4 квадратных метра площади. Также ЕСПЧ призвал исправить нормативную базу из-за многочисленных обращений заключённых.

Пилотное решение вынесено после обращения в суд шестерых заявителей. Суд также предъявляет российской стороне ещё ряд претензий, касающихся правил перевозки заключённых. Надо обеспечить каждому осуждённому достаточное пространство в вагонзаках, убрать в них откидную полку, которая не позволяет человеку вставать в полный рост. Кроме этого ЕСПЧ обязал обеспечить заключённым адекватные условия сна во время дальних поездок. Подробнее о требованиях Страсбургского суда vgudok.com рассказал юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак, который представлял интересы шестерых из семи заявителей в ЕСПЧ.

«Проблема в том, что перевозка заключённых осуществляется в рамках гулаговского стандарта, который предусматривает выделение на одного человека не более 3/10 квадратного метра при конвоировании. Будь то вагонзак или автозак.

Это тот стандарт, о котором писал Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛаг».

Те теплушки, а теперь нынешние вагонзаки, дожили до сегодняшнего дня. Последняя партия Тверским вагоностроительным заводом была произведена всего несколько лет назад. Но по сути ничего кардинально не изменилось, - уверен юрист. - Помимо этого есть другие факторы, которые существенно ухудшают положение заключённых. Например, не предоставляется постельное бельё и постельные принадлежности. В вагонах нет освещения.

Большая проблема - режимные мероприятия внутри вагона. Каждые два часа, согласно требованиям нормативных актов МВД и Минюста, в поезде проводится проверка. Фактически, заключённые ночью лишаются сна. Каждые два часа покамерно к ним приходят с проверками. Возникают также проблемы с выводом в туалет. Бывалые зеки, которые знают, что им предстоит этап, предпочитают накануне и в поезде не есть и не пить. Даже при загрузке вагонзака на 50%, в силу чрезмерных мер внутреннего режима, конвои не справляются с выводом заключённых в туалеты. В частности, суд обратил внимание на то, что при конвоировании должны учитываться люди с особенными потребностями. Имеются в виду инвалиды или страдающие клаустрофобией и так далее».

Одну из жалоб, рассмотренных в рамках нынешнего производства, подал Алексей Томов и ещё два заключенных из Коми. В 2015-2016 годах их этапировали в Мурманск. 13 января 2016-го Томова и ещё 14 человек с большим количеством вещей 2 часа возили по Вологде в одной камере автозака площадью 4,3 квадратных метра. Затем заявителя и 11 других заключённых 62 часа перевозили в камере вагонзака площадью 3,1 квадратных метра. На одного человека приходилось около 0,26 квадратных метра. В Петербурге вагонзак простоял около 15 часов, 10 из которых заключённые мёрзли: система отопления в вагоне не была приспособлена к таким длительным стоянкам, а на улице в это время было −20 °C.

ЕСПЧ вынес пилотное постановление в связи с тем, что в суде скопилось 40 жалоб, касающихся этой проблемы. На исправление нормативной базы России отвели 18 месяцев.

«Для российских властей это четвёртое пилотное постановление ЕСПЧ. До этого вынесли три, и одно из них тоже касалось тюремной тематики. В течение 18 месяцев власти должны с одной стороны разработать изменения в законодательстве, в том числе связанные с увеличением площади личного пространства, которое будет предоставлено заключённому в автозаке или вагонзаке. А с другой, от властей потребовали разработать так называемое внутреннее средство правовой защиты. Чтобы люди не жаловались сразу в Страсбургский суд, а могли добиться компенсации за бесчеловечные условия перевозки на национальном уровне, - считает Эрнест Мезак. - На самом деле, мне кажется, что ничего сложного ЕСПЧ не требует.

Суду, скорее всего, надоело бездействие российских властей.

Давно уже в планах по совершенствованию законодательства такие задачи декларировались, но никем не исполнялись. В Страсбурге устали ждать и вынесли постановление».

Справка. Процедура принятия пилотных решений разработана Советом Европы, чтобы устранить структурные проблемы, становящиеся поводом для массы однотипных жалоб в ЕСПЧ. В таких решениях Страсбургский суд не только назначает компенсации по конкретным жалобам, но также даёт государству-ответчику указания относительно мер, которые нужно принять для исключения подобных нарушений в дальнейшем.

По расчётам правозащитников, ежегодно в перевозках ФСИН людей по железной дороге допускается минимум 220 тыс. нарушений статьи 3 Европейской конвенции (запрещение пыток). Минюст уже заявил, что «изучит выводы ЕСПЧ». Хватит ли российским властям 18 месяцев для внесения изменений, или заключённые продолжат ездить в «стаканах» и без постельного белья, неизвестно.


Vgudok

30.05.2019



Новости
| Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки


© Council of Europe 2002  Разработка: Компания "ГАРАНТ"
Проект финансируется при поддержке
Правительства Соединенного Королевства